Я - атеист
Карта сайта Сделать стартовой Добавить в избранное

Главная страница
Карта сайта
Введение
Что вы найдете и не найдете на этом сайте














Словарь
Мифологический словарь
Картины на религиозные темы
Календарь религиозных праздников

Список литературы
Полезные ссылки
Обратная связь

 

Версия для печати Версия для печати     Версия для печати Версия для печати (в новом окне)

Сотворение мира в христианстве

Я-атеист Я-атеист

Создание мира Богом освещается в первой книге Библии - "Бытие". Так же, как и другие мифы, легенда повествует о том, что в самом начале не было ничего, даже Земли. Существовал лишь сплошной мрак и пустота. На все это созерцал Всемогущий Бог, решивший оживить мир.

Мир и все сущее в нем было сотворено из ничего в результате волевого акта создателя - Бога. В христианстве фигура Бога выступает не только в качестве творца всего сущего, но и в качестве первичной причины существования мира. Бог не нуждался и не был обязан творить мир, для его существа создание мира не было обусловлено никакой необходимостью.

Начал он свое дело с сотворения земли и неба, не имевших сколько-нибудь определенных форм и очертаний. После этого Всемогущий создал свет и тьму, отделив их друг от друга и назвав день и ночь. Это произошло в первый день мироздания.

"Небо и земля" первого стиха Библии - это не облачное или звёздное небо и не почва под ногами человека, Здесь эти слова символизируют всё мироздание. В древнееврейском языке для обозначения всего сущего употреблялось словосочетание "небо и земля", т. е. всё, что есть.

В древнем тексте в словах "и Дух Божий носился над водою" (Быт. 1.2) употреблён глагол, который обычно относится к птице, высиживающей своих птенцов. Это характерно для Библии: мир появляется не в результате войны или мести, а как итог любви. Говоря о воде, автор Книги Бытия пытается передать бесформенность первоматерии: земля "безвидна и пуста", бездна, покрытая тьмой. Мир в первое мгновение своего бытия ещё не имел ни своих собственных законов, ни своих форм.

На второй день Богом была создана твердь, которая разделила воду на две части: одна часть осталась над твердью, а вторая - под ней. Имя тверди стало Небо. Третий день ознаменовался созданием суши, которую Бог именовал Землей. Для этого он собрал всю воду, которая была под небом, в одном месте, и назвал ее морем. Чтобы оживить то, что уже было создано, Бог сотворил деревья и траву. Четвертый день стал днем создания светил. Их Бог создал для отделения дня от ночи, а также для того, чтобы они всегда освещали землю. Днем сияло большое светил Солнце, а ночью - светило поменьше - Луна, которому помогали звезды. Солнце, Луга и звезды располагались на небесной тверди. Пятый день был посвящен созданию живых существ. Самыми первыми появились рыбы, водные животные и птицы. Созданное понравилось Богу, и он решил увеличить их количество. На шестой день были созданы существа, обитающие на суше: дикие звери, скот, змеи. Затем Бог сотворил себе Человека и сделал его похожим на себя. Человек должен был стать владыкой земли и всего обитающего и растущего на ней, в то время как за собой Бог оставил привилегию управлять всем миром.

В.М. Васнецов. Блаженство рая
В.М. Васнецов. Блаженство рая

Из земного праха был создан мужчина и назван Адамом ("человек"). Его Бог поселил в Эдеме - райской стране. Посредине рая выделялось особое дерева - древо познания добра и зла. Адаму было поручено охранять райский сад и ухаживать за ним. Он мог вкушать плоды с любого дерева, кроме древа познания добра и зла. Бог пригрозил ему, что, съев плод именно с этого дерева, Адам тут же погибнет.

Адаму было скучно одному в саду, и тогда Бог велел всем живым существам прийти к человеку. Адам дал всем птицам, рыбам, пресмыкающимся и животным имена, но не нашел того, кто смог бы стать ему достойным помощником. Тогда Бог усыпил его, вынул у него из тела ребро и создал из него женщину. Бог дал им напутствие - наполнять землю, обладать ею, властвовать над рыбами морскими, птицами небесными и прочими животными, которые ходят и ползают по земле. А сам, довольный всем созданным, решил отдохнуть.

Позже некий змей (иногда говорят, что это дьявол, однако прямого указания на это в книге Бытия нет) соблазнил Еву попробовать плод с древа познания добра и зла. Ева, в свою очередь, накормила этими плодами Адама. Об этом узнал Бог и, рассердившись, изгнал обоих из рая.

Мир именно сотворен Богом, а не "сработан" им и не "рождён". Следовательно, мир имеет творческое начало и сотворен по воле Творца-Бога. В тексте Библии на иврите стоит слово "бара" - один из семи глаголов действия древнееврейского языка. "Бара" означает именно новое действие, творчество, а не переделку чего-то уже существовавшего. Бог не столько строит из имеющегося материала, сколько творит, сочиняет мироздание. В греческом тексте Символа веры слову "творец" соответствует слово "поэтес". Мир раскрывается как поэма, как книга. Мир и Бог не больше похожи друг на друга, чем страница, на которой написан текст, похожа на человека, этот текст написавшего.

Для Библии очень характерно, что в рассказе о сотворении мира отсутствуют мотивы божественных браков и рождений (теогония), нет борьбы богов между собой, нет и мотива борьбы Творца с хаотическими внебожественными силами.

 


Назад
Сотворение мира в иудаизме

Дальше
Сотворение мира в исламе


На главную

Добавить в избранное
Яндекс.Метрика [an error occurred while processing this directive]