Главная страница
Карта сайта
Введение
Что вы найдете и не найдете на этом сайте














Словарь
Мифологический словарь
Картины на религиозные темы
Памятные даты
Календарь религиозных праздников

Список литературы
Полезные ссылки
Обратная связь



Православные праздники
Католические праздники
Еврейские праздники
Мусульманские праздники
Славянские праздники
Языческие праздники
Я - атеист
Карта сайта Сделать стартовой Добавить в избранное

 

Версия для печати Версия для печати     Версия для печати Версия для печати (в новом окне)

Сотворение мира в религиях Ближнего Востока

Я-атеист Я-атеист

Междуречье

Мифология Междуречья является одной из наиболее древних из всех известных в мире. Возникла она в 4 тысячелетии до н.э. в государстве, которое в то время называлось Аккада, а позже получила развитие в Ассирии, Вавилонии, Шумерии и Эламе.

Апсу
Апсу

В начале времен были только два бога, которые олицетворяли пресные (бог Апсу) и соленые воды (богиня Тиамат). Воды существовали независимо друг от друга и никогда не пересекались. Но однажды соленые и пресные воды перемешались и на свет появились старшие боги - дети Апсу и Тиамат. Вслед за старшими богами появилось множество младших богов.

Но мир до сих пор еще состоял из одного лишь хаоса, богам было тесно и неуютно в нем, о чем они часто жаловались верховному Апсу. Жестокому Апсу это все надоело, и он решил уничтожить всех своих детей и внуков, но в битве не смог одолеть своего сына Энки, коим он был повержен и разрублен на четыре части, которые превратились в сушу, моря, реки и огонь. За убийство мужа захотела отомстить Тиамат, но она также потерпела поражение от младшего бога Мардука, который для поединка создал ветер и бури. После победы Мардуку достался некий артефакт Ме, определяющий движение и судьбу всего мира.

Сложность исследования религии шумеров - коренного населения Междуречья в 4-3 тысячелетиях до н. э. - заключается в том, что сохранившиеся до наших дней мифы и сведения о религиозных ритуалах трудно очистить от более поздних семитских наслоений. Реконструированные на основе сохранившихся глиняных табличек и сравнительного этнографического материала шумерские мифы распадаются на три основные группы:

  1. мифы о сотворении мира
  2. мифы о создании человека
  3. мифы о Всемирном потопе.

Миф о сотворении мира

Характерной чертой, роднящей шумерские космологические мифы с аналогичными представлениями других ближневосточных народов, является отсутствие понятия "небытие". Мир никогда не создается из пустоты, его создание всегда является лишь упорядочиванием первозданного хаоса. Согласно шумерским мифам первоначально Вселенная представляла собой гору, в которой неразрывно сливались земля (богиня Ки) и небо (бог Ану). Актом сотворения мира можно считать разделение неба и земли и образование между ними прослойки, состоящей из воздуха.

Энлиль
Энлиль

Верховным богом шумерского пантеона был Энлиль (хотя историю его происхождения сохранившиеся мифы до нас не доносят), первоначально почитавшийся в качестве грозного повелителя ветров, способных пригнать грозовые тучи и тем самым подвергнуть страну угрозе наводнения. Другие божества, принадлежавшие к верхушке шумерского пантеона, - Ану и Эа - считались помощниками Энлиля. Ану олицетворял собой небо, а Эа, изображавшийся в виде рыбы, был покровителем моря и окультуривающей деятельности человека.

Миф о сотворении человека

Человек создается для того, чтобы служить богам. Заслуга его создания принадлежит богу мудрости Энки, к которому остальные боги являются с жалобой на то, что некому услужить им и подать вино. Вняв просьбам богов, Энки берет глину из источника со сладкой водой и лепит из нее человека. Это удается ему только с седьмой попытки, предшествующие существа получаются чересчур неприспособленными для жизни. Но даже созданный в итоге человек остается слишком слабым и бессильным по сравнению с могучими богами - такими, вероятно, и осознавали себя древние обитатели Междуречья по сравнению с силами природы (наводнениями и ураганами), вторгавшимися в их жизнь.

Миф о Всемирном потопе

В отличие от египтян, для которых разливы Нила, приносящие благодатный ил, являлись источником процветания и благополучия, обитатели Междуречья опасались наводнений Тигра и Евфрата, которые размывали посевы и обрекали людей на голодную смерть. Суть мифа заключается в том, что боги, опасающиеся усиления людей, замышляют покончить с ними с помощью наводнения. Но бог Энки решает спасти одного царя по имени Сипарра и открывает ему тайну будущего потопа. Царь успевает построить ковчег, благодаря чему спасается от неминуемой гибели, а его потомки заново заселяют освобожденную от остальных людей землю. Позже этот миф практически в первозданном виде вошел в библейский текст, став историей спасения Ноя и его сыновей.

В поздней вавилонской мифологии (3-1 тысячелетия до н. э.), дошедшей до нашего времени в более сохранившемся виде, история Всемирного потопа становится частью похождений Гильгамеша, который может считаться основным героем и персонажем вавилонских мифов, хотя упоминается в качестве исторического персонажа уже в шумерских текстах.

 

Зороастризм

Ахура-Мазда
Ахура-Мазда

По концепции мироздания зороастризма, мир существует на протяжении 12 тысяч лет. Вся его история условно делится на четыре периода по 3 тысячи лет в каждом.

Первый период - предсуществование вещей и идей. На этой стадии небесного творения уже существовали прообразы всего, что позднее было создано на Земле. Это состояние мира называется Менок ("невидимый" или "духовный").

Вторым периодом считается сотворение тварного мира, то есть реального, зримого, населённого "тварями". Ахура-Мазда создаёт небо, звёзды, Луну, Солнце, первочеловека Гайомарта и первобыка. За сферой Солнца находится обиталище самого Ахура-Мазды.

Однако одновременно начинает действовать Ахриман. Он вторгается в пределы небосвода, создаёт планеты и кометы, не подчиняющиеся равномерному движению небесных сфер. Ахриман загрязняет воду, насылает смерть на первого человека и первобыка.

Но от первого человека рождаются мужчина и женщина, от которых пошёл род человеческий, а от первобыка происходят все животные. От столкновения двух противоборствующих начал мир приходит в движение: воды обретают текучесть, возникают горы, движутся небесные тела. Чтобы нейтрализовать действия "вредных" планет, Ахура-Мазда к каждой планете приставляет своих духов.

Третий период существования мироздания охватывает время до появления пророка Зороастра. В этот период действуют мифологические герои Авесты: царь золотого века - Йима Сияющий, в царстве которого нет ни жары, ни холода, ни старости, ни зависти - творения дэвов. Этот царь спасает людей и скот от потопа, построив для них специальное убежище. В числе праведных этого времени упоминается и правитель некой области Виштаспа, покровитель Зороастра.

На протяжении четвёртого и последнего периода (после Зороастра) в каждом тысячелетии людям должны являться три Спасителя, предстающие сыновьями Зороастра. Последний из них, Спаситель Саошьянт, решит судьбу мира и человечества. Он воскресит мёртвых, уничтожит зло и победит Ахримана, после чего наступит очищение мира "потоком расплавленного металла", а всё что останется после этого, обретёт вечную жизнь.

Последнее нашло отражение в христианстве в виде второго пришествия Христа, конца света и победы над дьяволом.

В основе учения зороастризма стоит противопоставление двух понятий: Аша и Друдж.

Аша - это закон вселенской гармонии, истина, правда, добро. Отец Аши - Ахура Мазда.

Друдж - это противоположность Аши, буквально: ложь, разрушение, деградация, насилие, грабёж.

Все люди делятся на две категории: ашаваны (приверженцы Аши, праведные, те, кто стремится нести миру добро) и друджванты (лживые, несущие миру зло). Благодаря поддержке Ахура Мазды, праведные должны побеждать Друдж и мешать её приверженцам губить мир.

 


Назад
Сотворение мира в религиях Древней Индии

Дальше
Сотворение мира в религии Древнего Египта


На главную

Добавить в избранное
Яндекс.Метрика [an error occurred while processing this directive]